Нарушения мышления (продолжение)

Аутистигеское мышление отличается оторванностью от реаль­ной действительности, суждения формируются лишь в согласии с аффективными потребностями личности, оно замкнуто в тесном кругу идей, которые возникают и развиваются без проверки прак­тикой жизни, т. е. без фактического основания и при отсутствии логики. Могут одновременно возникать противоречивые взаимо-ис-ключающие (амбивалентные) мысли. Аутистическое мышление нередко основано на символах, аллегориях и смутных образах. Нарушается активность мышления. Характерно для шизофрении.

Паралогигеское мышление характеризуется грубыми нарушени­ями логики, которые приводят больного к необоснованным, даже нелепым выводам, не имеющим достаточных доказательств. Бур­ные аффективные вспышки иногда могут вызывать это расстрой­ство. Оно постоянно наблюдается при паранойе, парафрении, ши­зофрении, а также реже при психопатиях.

Разорванность мышления выражается в нарушении связей меж­ду представлениями и понятиями. Отсутствует целенаправленность мышления. Порядок мыслительного процесса искажается, но ино­гда сохраняется грамматическая форма фраз, что делает лишен­ную смысла речь внешне упорядоченной. В тех случаях, когда утра­чиваются и грамматические связи, мышление и речь превращаются в бессмысленный набор слов — «словесную окрошку». Разорван­ность встречается при далеко зашедших случаях шизофрении.

ПАТОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОДУКЦИЯ МЫШЛЕНИЯ. Навязчивое мышление — состояние, отличающееся тем, что в сознание боль­ного помимо его желания вторгаются мысли, сомнения, воспоми­нания, страхи. Больной понимает ненужность, неуместность и не­лепость этих явлений, но не может с ними бороться. Они мешают его целенаправленному мышлению. Навязчивые идеи — сущность обсессивного синдрома (синдрома навязчивости), в его со­став входят:

1) навязчивые мысли, проявляющиеся в болезненном мудрст­вовании, в непреодолимом стремлении разрешать бесплодные и ненужные задачи («почему луна не падает на землю?») или в не покидающих больного и доминирующих в сознании воспоминани­ях о неприятном событии;

2)   навязчивые страхи (фобии), составляющие часть этого син­дрома или бывающие самостоятельными (боязнь замкнутого про­странства, открытых площадей, острых предметов, боязнь рака, инфаркта);

3)   навязчивые действия, большей частью связанные с навязчи­выми мыслями или страхами (например, бесконечное мытье рук, для того чтобы избавиться от мучительной тревоги, связанной сс страхом заражения) или независимые от этого синдрома (счет ша­гов, оконных переплетов, сложение любых попадающих на глаза цифр).

Наблюдаются при неврозе навязчивых состояний, шизофре­нии, органических и других психозах.

Сверхценные идеи — ошибочные или односторонние сужде­ния, вследствие своей чрезмерной аффективной насыщенности по­лучающие перевес над всеми остальными идеями и доминирую­щие в сознании. Другие мысли или концентрируются вокруг сверхценной идеи, подчиняясь ей, или же подавляются. Предан­ность сверхценной идее заставляет человека пренебречь всем остальным, своими личными интересами и интересами близких.

Типы некоторых сверхценных идей:

1)  ипохондрические — мысли о мнимой болезни;

2)   кверулянтские — мысли о необходимости бороться за свои попранные права, приводящие к непреодолимой сутяжниче­ской деятельности;

3)   фанатичные — непреодолимые мысли о мести после на­несенного оскорбления;

4)   изобретательства — мысль о создании или открытии нового необычного инструмента, аппарата или технологического процесса;

5)   талантливости — мысль о выдающихся достижениях и успехах в области поэзии, музыки,

6)   ревности — неотступные мысли об изменах жены, мужа, любовника.

Сверхценные идеи — выражение дисгармоничной психики, связаны с паралогическим мышлением, резонерством, наиболее часто возникают у паранойяльных, эпилептоидных, психастениче­ских, психопатических личностей.

расстройства мышления у детей — предыдущая | следующая – бредовые идеи у детей

Содержание. Исаев Д.Н. Психопатология детского возраста