Зрительные галлюцинации, описанные в 1769 г. Ш. Бонне (Ch. Bonnet), характеризуются появлением галлюцинаторных образов, не смешивающих ся с воспринимаемой правильно реальностью. Больные видят движущиеся фигуры, пейзажи, иногда эти видения их забавляют, но вызвать их по жела нию они не могут. Галлюцинации Ш. Бонне связаны с нарушениями пери ферического отдела зрительного анализатора (глаукома, катаракта и др.). В зависимости от стороны поражения галлюцинаторные образы имеют лока лизацию в пространстве справа или слева, могут блекнуть и даже исчезать при взгляде больного в другую сторону. Так как центральный отдел ана лизатора при галлюцинациях Ш. Бонне, как правило, не затронут, больные критически относятся к видимым образам, не подвергают их бредовой интерпретации (не считают, что видят призраков или что эти образы кто-то внушает им).
В большинстве случаев зрительные обманы отмечаются больными в пределах восприятия зрительного анализатора (интракампинно). Зрительные галлюцинации, при которых возникают визуальные образы вне поля зрения больного (сзади, сбоку), называются экстракампиниые (лат. «extra» — вне, «campus» — поле). Э. Блейлер (Е. Bleuler) считал экстракампиниые галлюцинации характерными для шизофрении (1903).
Галлюцинации, при которых размеры мнимых образов соответствуют обычным, называются нормоптическими (греч. normopticae: лат. «norma» — норма; греч. «optikos» — относящийся к зрению). Если галлюцинаторные образы отличаются уменьшенным размером, то это — микроптические (греч. micropticae: «mikros» — маленький; «optikos» — относящийся к зрению) или, как их еще называют, лилипутовые галлюцинации, а если размеры увеличены — макроптические (греч. macropticae: «makros» — большой; «optikos» — относящийся к зрению).
К простым слуховым галлюцинациям относятся акоазмы (греч. «acoasma» — слышимое) и фонемы (греч. «phone» — голос). Больной слышит элементарные звуки: стук, свист, звон, шипение (акоазмы) или оклики, обрывки фраз (фонемы). При вирусных инфекционных психозах нередко возникают слуховые галлюцинации шума воды (дождя, волн, журчание ру чья, фонтана, водопровода и т.п.). Они называются гигрическими (греч. «hygros» — влажный).
Сложные слуховые галлюцинации содержат сложные акустические образы. Больные при этом могут слышать сложные музыкальные произведе ния. Однако чаще всего больные слышат речь, то есть сложные слуховые галлюцинации являются преимущественно вербальными. По содержанию вербальные галлюцинации делятся на следующие виды:
— комментирующие или телеологические (греч. teleologicae: «teleos» — завершенный; «logos» — здесь: рассуждение), при которых больной слышит голос, комментирующий его действия;
— императивные (лат. imperativae: «imperatum» — приказывать), повелевающие, приказывающие заставляют больного совершать разные движения, что-то говорить. Как правило, эти приказы противоречат его желаниям;
— обвиняющие голоса ругают больного, содержание их обвинений, как правило, отражает его переживания, житейскую ситуацию;
— хулящие обманы восприятия похожи на обвиняющие, однако больной, испытывающий их, слышит не просто обвинения, а потоки брани, часто незаслуженной;
— хвалящие голоса льстивы, они приятны больным;
— оправдывающие — находят смягчающие обстоятельства, объясняющие какие-то неблаговидные поступки пациента;
— антагонистические или контрастирующие галлюцинации характеризуются чередованием голосов угрожающих, защищающих, обвиняющих, хвалящих. Иногда они носят характер диалога;
— дублирующие голоса повторяют фразы, сказанные больным.
Чем старше ребенок, тем чаще содержание обманов становится сложнее, тем чаще отражает не фантазии, а житейские ситуации.
Вестибулярные галлюцинации были описаны в 1909 г. А. Пиком (A. Pick). Он связывал их возникновение с несоответствием между зритель ными и вестибулярными раздражениями. Больные при этом утверждали, что стены комнаты передвигаются, изгибаются, что люди, предметы и они сами проходят сквозь стены. Критического отношения к обманам у больных нет. Такие нарушения нередко указывают на поражение дна IV желудочка головного мозга.
Осязательные галлюцинации возникают в виде тактильных образов одушевленных или неодушевленных объектов на поверхности тела или под кожей. К ним относятся:
— дерматозойные (греч. «derma» — кожа, «zoon» — животное) галлюцинации проявляются в виде тактильных образов мучительных ощущений укусов, щекотания, ползания на коже или под ней каких-то мелких животных, насекомых;
— гаптические (греч. hapticae: «hapto» — прикасаться), при которых больным кажется, что кто-то хватает их, прикасается;
— термические (греч. «thermos» — теплый) — мерещатся прикосновения горячих или холодных предметов;
— гигрические (греч. hygricae: «hygros» — влажный) — больные испытывают ощущение влаги на поверхности кожи;
— оральные (лат. oralis: «oris» — рот) — у больных возникает ощущение какого-то предмета во рту (например, волос, бумаг);
— генитальные (лат. «genitalis» — половой) галлюцинации были описаны в 1891 г. В. Маньяном (V. Magnan). Больные, страдающие ими, жалуются, что их половыми органами кто-то манипулирует, совершает развратные действия. Эти галлюцинации довольно часто встречаются в период физиологической юношеской гиперсексуальности.
Я. Голант (1939) описала своеобразные галлюцинации больных эпи демическим энцефалитом. У них возникали обманные ощущения движений, которых они на самом деле не производили.
При обонятельных галлюцинациях больного преследуют запахи, которых на самом деле не существует. Условно можно разделить их на две группы:
— запахи, которые, как считает больной, исходят от него. Догадаться об этих обманах можно по его поведению: он старается меньше общаться с людьми, иногда перестает выходить из дома, часто и подолгу моется, неумеренно использует дезодоранты, духи;
— запахи, исходящие от окружающих предметов. Часто ими становятся продукты питания. В этом случае он может начать бороться с недоброжелателями-отравителями, писать жалобы в разные инстанции, устраивать скандалы, а иногда и прибегать к насилию. Обонятельные галлюцинации могут быть первым симптомом шизофрении, впоследствии приобретающим бредо вую интерпретацию. Как правило, такой дебют свидетельствует о неблагоприятном течении процесса и печальном прогнозе.
ощущения и восприятие ( продолжение) – предыдущая | следующая – ощущения и восприятие (продолжение)
Содержание. Э.Г.Эйдмиллер. Детская психиатрия