Гештальт-терапия является динамической, экспериментальной, процессуально-ориентированной терапией. Гештальт-терапия вобрала в себя положения гештальт-психологии, концепцию Райха о связи тела и психики, восточную философию дзен, экзистенциальную философию.
Из гештальт-психологии были взяты базисные принципы:
1) принцип значимого целого (люди не воспринимают предметы, объекты, события как независимые изолированные единицы, а организуют их в значимое целое, причем целое не является суммой его составляющих);
2) принцип ясности и выделения (наиболее насущная потребность образует наиболее ясную фигуру) на фоне других взаимосвязанных аспектах опыта; .
3) принцип гомеостаза — организмической саморегуляции;
4) принцип «контактной границы» («опыт взаимодействия на границе личностного окружения включает в себя опыт «я» и опыт «другого» и умение дифференцировать отношения между ними»);
5) принцип «закрытости» (организм стремится завершить перцептивно незавершенный опыт).
Вклад концепции Райха о связи тела и психики в гештальт-терапию: индивид презентирует эмоциональные ответы в телесную мускулатуру, тем самым «возвращает их к себе», а нежелательные эмоции подавляются через привычные телесные механизмы.
Из восточной философии заимствованы:
1. Принцип «здесь и сейчас».
2. Динамический процесс изменений — достижения самости.
3. Отсутствие манипуляции.
4. Расширение процесса осознавания.
Влияние философии экзистенциализма на формирование гештальт-терапии:
1) клиент-центрированный подход, при котором клиент является активным участником терапевтического процесса;
2) значимость экспериментального изменения;
3) атмосфера заботы и аутентичности;
4) взгляд на симптом как на процесс нарушения личностного роста, а не на проявление болезни.
Гештальт-терапия как экзистенциально-гуманистический подход, включивший в себя все вышеизложенные направления, имеет свою методологию.
Современная гештальт-терапия выступает как настоящая экзистенциальная философия, «искусство жизни», как особый взгляд на человека в этом мире, противоречащий традиционным представлениям, провозглашающий большую ценность синтеза, нежели анализа; финализма, чем каузализма, который нацелен на прошлое; творчества и оригинальности по сравнению с нормативностью. В то же время справедливо отнесение гештальт-терапии к поздней
формации психоанализа.
Гештальт-терапия представляет собой целостный подход к человеческому существу, охватывающий одновременно его сенсорную, аффективную, интеллектуальную, социальную и духовную составляющие, это ответственность человека за собственные выборы, отношения, поведение.
Три основных принципа, которыми исчерпывается сущность гештальт-
терапии:
1) ценность настоящего, актуальности (своевременности);
2) ценность осознанности, осознаваемое™;
3) ценность целостности и ответственности.
Многие люди живут «на потом», думают: вот сделаю это, а потом все будет хорошо; потерплю, потом «поживу», в светлом будущем. При этом люди отвергают, уничтожают настоящее.
Сказанное хорошо иллюстрирует поговорка:
«Раз — начало,
Два — сидим,
Три — готовы,
Четыре — бежим».
Каждому живущему уместно задавать себе вопрос: на каком счете нахожусь я?
исторический очерк — предыдущая | следующая — принципы гештальт-терапии
Содержание. Э.Г.Эйдмиллер. Детская психиатрия