Влечение — это возникающее независимо от сознания субъективное переживание потребности, стимулирующее деятельность человека и придающее ей направленность. Бессознательные влечения во многом определяют особен ности психической жизни человека, его поведение, характер. Э. Крепелин придавал большое значение изучению влечений душевнобольных и ввел специальный термин «жизнь влечений», включающий представления о динамике влечений и их структуре.
Влечение следует отличать от близких понятий потребности и инстинкта. Потребностью называют состояние человека, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах, важных для его существования и развития. Потребность стимулирует человека к активным действиям.
Под инстинктом (лат: instinctus — побуждение) понимается целенаправленная приспособительная деятельность, обусловленная врожденными механизмами и характеризующаяся постоянством ответных реакций на действия определенных раздражителей. И. П. Павлов считал инстинкты сложными безусловными рефлексами, обеспечивающими осуществление жизненно важных для организма физиологических функций, обеспечивающих тем самым продление рода и выживание вида.
Потребность — состояние нужды, активизирующее человека. Инстинкт — закрепленные и общие для всех представителей данного вида формы деятель ности, направленные на удовлетворение потребности, а влечение — ее субъек тивное переживание. Таким образом, влечение, возникая независимо от созна ния, побуждает к деятельности и направлено на удовлетворение инстинктив ных потребностей. Человек обычно в той или иной степени знает, к чему именно его влечет, но очень часто не может дать себе отчета о причине этого влечения. Произвольная деятельность часто находится в обратно пропорциональной зависимости по отношению к инстинктивной. Ослабление воли может при водить к растормаживанию влечений и наоборот. Инстинкты в виде сложных безусловных рефлексов составляют физиологическую основу влечений.
К. Ясперс (1913) называл влечения «переживаемыми инстинктами». Он считал, что влечения и инстинктивные побуждения формируют находящие ся в непрерывной борьбе мотивы деятельности и определяют поведение че ловека. Похожую мысль высказывал 3. Фрейд, называя влечениями обус ловленные инстинктами подсознательные силы, влияющие на поведение че ловека. Однако он также указывал, что в основном влечения определяются «запрещенными» на уровне сознания, а потому подавленными и вытеснен ными в подсознание, желаниями. Влечение мотивирует действия, выстраива ющиеся в сложную цепь целесообразных поступков, направленных на его удовлетворение. Цель стремления не осознается, но порожденные ею функ ции осуществляются вполне сознательно, что в итоге приводит к должному результату.
Основными влечениями 3. Фрейд считал влечение к жизни (лат. libi do — желание, влечение) и влечение к смерти (лат. mortido).
Влечение к смерти — это влечение к разрушению, к возврату в неорганическое состояние; оно может быть направлено вовне (агрессия) или внутрь, против самого себя (аутоагрессия).
Влечение к жизни направлено на самосохранение (через утоление голода, собирание и хватание, самозащиту, стремление держаться стада) и саморазвитие (через обретение власти и могущества, накопление знаний и творчество), на сохранение вида (размножение, забота о потомстве).
В психопатологии традиционно рассматриваются нарушения пищевого влечения, полового влечения, влечения самосохранения и влечения к получению впечатлений или так называемую сенсорную жажду.
Влечения являются врожденными, однако в процессе онтогенеза они развиваются и становятся более сложными, дифферецированными. На разных этапах развития меняется значимость влечений, их проявления. То, что представляется нормальным на одном этапе развития, может расцениваться как отклонение от нормы на другом.
Нарушения влечений в психопатологии детского и подросткового возраста имеют, по мнению В. В. Ковалева (1985), больший удельный вес, чем в психопатологии взрослых. Возможно усиление, снижение, отсутствие и ис кажения влечений.
расстройства произвольной деятельности (окончание) – предыдущая | следующая – половое влечение
Содержание. Э.Г.Эйдмиллер. Детская психиатрия