Центр когнитивного развития

Автономная некоммерческая организация Международного института психосоматического здоровья (АНО МИПЗ)

Введение (продолжение)

Здесь следует более подробно остановиться на основных положениях, которые вызывают дискуссии в методологии современной психиатрии и пси­хотерапии: метод, направление, школа и техники.

Метод — это определяемые границы единства и взаимодействия теории и практики. Применительно к психотерапии можно сказать, что, к примеру, психоанализ являет собой две ипостаси — мировоззрение и метод психотера­пии.

Направление — это группа методов в психиатрии и психотерапии, име­ющих больше сходства, чем различий в теории; имеющих сходство и разли­чие в практическом, то есть технологическом воплощении этих теорий.

В качестве примера сошлемся на психобиологию Адольфа Майера. А. Майер использовал основные положения психоанализа для объяснения психосоциогенеза психических расстройств. Он описал типы реагирования — параноидный, шизофренический, депрессивный и др. В ответ на определен­ные нарушения во внутриличностном и межличностном пространствах че­ловека формируются так называемые психоневрозы в форме, например, ши­зофренического типа реагирования с соответствующей клинической карти­ной [Ариети С, 1959]. В настоящее время многие теоретические положения этого направления в психиатрии подвергнуты ревизии, но близкое к нему на­правление — динамическая психиатрия — успешно развивается [Аммон Г., 1996; Кабанов М. М., 1998].

Школа — это персонификация направления или метода психотерапии (есть основоположник теории, есть ее методология, концепция и программы обучения, система верификации результатов, исследования эффективности и т. д.). К примеру, психоанализ 3. Фрейда, аналитическая психодрама Д. Л. Морено, гештальт-терапия Ф. Перлса, патогенетическая психотерапия неврозов В. Н. Мясищева, динамическая психиатрия Г. Аммона и др.

Техники — это конкретные технологические действия в рамках психо­терапевтического процесса, определяемого параметрами направления или ме­тода. Следует сказать, что техники часто не имеют специфических призна­ков, позволяющих относить их к тем или иным методам психотерапии. К при­меру, работа со стульями в равной степени относится как к аналитической психодраме, так и к гештальт-терапии.

Культура эпохи постмодерна не только включает в себя признаки пре­дыдущих эпох, но и имеет свои характерные признаки.

— Принцип ризомы * [Делез Ж., Гваттари Р., 1976] предполагает новый
способ структурирования как в отношении знания, так и мировосприятия в це­
лом. Для понимания этого принципа в наибольшей степени подходят понятия
«контекст переживаний», «взаимодействия», «семейный контекст», которые
пришли из семейной психотерапии [Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В., 1999;
Nichols M., 1984, Brown J. H., Christensen D. N., 1999]. Контекст бытия — это
поле описания всего того опыта, которое входит в рамки исследования или
описания. При этом отсутствует классическое деление на целое, частное, под­
чиняющее и соподчиненное. Речь идет о неоднородном поле идентичности.

Контекст характеризуется несимметричностью, вследствие чего так назы­ваемая периферия бытия может оказаться более значимой, чем «центр». В ана­литической психодраме, которой я занимаюсь много лет и которую считаю одним из наиболее универсальных и эффективных методов психотерапии, пригодных для детей, подростков и взрослых, «маленькие» детали, напри­мер, уточнение цвета обоев, времени суток, открыты или закрыты двери в ком­натах, в психодраме протагониста имеют подчас большее значение для дос­тижения им инсайта и катарсиса, чем формулирование и проговаривание им основной темы. Ризома пришла на смену структуре.

Время становления эпохи постмодерна — весьма подвижная грани­ца, охватывающая конец 20-х годов XX века и наши дни.

Критика абсолютизма разума, так называемого научного познания, ос­нованного на догмате измерения. Помимо измерений в современной психо­логии наиболее важным стало вслушивание, вчувствование, взаимная эмпа-тия. Диктатура рационального объяснения, действия, последействия и след­ствия уступила место созданию и воссозданию контекста множественной ин­терсубъективности.

Критика классической противопоставленности субъекта и объекта. Согласно этому критерию взаимоотношения психотерапевта и клиента сле­дует рассматривать как интерсубъективные.

 

* Ризома — особое строение корневой системы некоторых растений, при которой эле­менты этой системы так переплетены с почвой, что чрезвычайно трудно распознать, отно­сятся эти элементы к почве или к корням.

введение (продолжение) – предыдущая | следующая – введение (продолжение)

Содержание. Э.Г.Эйдмиллер. Детская психиатрия