Центр когнитивного развития

Автономная некоммерческая организация Международного института психосоматического здоровья (АНО МИПЗ)

Принципы гештальт-терапии

Принцип «здесь и сейчас»*. Гештальт-терапия черпает свой источник истины в настоящем, «только настоящее существует в данный момент». Это не значит, что гештальт-терапия не признает прошлое или будущее. Важно лишь то, чтобы прошлые воспоминания или планирование будущего были актуальны в ситуации «здесь и сейчас», то есть в настоящем, а не отвлекали человека из актуальной ситуации.
Человек сам выбирает, к какому времени «принадлежат» его мысли, важно то, что в настоящий момент они являются для него самыми важными.

* Следует признать, что принцип «здесь и сейчас» впервые был декларирован в индивидуальной
психологии А. Адлера и аналитической психодраме Дж. Л. Морено.

Принцип «актуальность». Среди многообразия сенсорных образов человек активно организует цепь воспринимаемых событий. В каждый момент можно выделить наиболее важное, актуальное впечатление. Человек может радостно восхищаться высоким, летним голубым небом, а потом может вспомнить, как много лет назад он уже наблюдал подобную картину и рядом стоял его друг, которого уже нет в живых, и грусть защемит сердце. Каждый момент в ситуации «здесь и сейчас» становится актуальным: вначале восхищение красивым небом, потом появляются грустные воспоминания, связанные с другом. Внимание концентрируется и переходит с одного впечатления — неба, на другое — воспоминание о друге. Важно то, что человек осознает
свои актуальные переживания.

Принцип «осознавание». Осознавание является синонимом эмоционального инсайта, эмоционального понимания переживаний в настоящее время. Понятие инсайт (от англ. insight — постижение, озарение) отражает психологический феномен — внезапное, новое и невыводимое из прошлого опыта понимание, постижение существенных отношений и структуры ситуации в целом, посредством которого осуществляется осмысленное решение проблемы [Карвасарский Б. Д., 1998].

Пример. Групповая психотерапия с подростками. На одном из занятий
участница группы Л., обращаясь к психотерапевту-мужчине (П.): «Мне не нравится как Вы работаете».
П. «Что именно тебе не нравится?»
Л. «Вы обращаете внимание только на мальчишек.»
П. «Как я это делаю?»
Л. «Не знаю, мне так кажется.»
П. «Сейчас мы с тобой говорим и ты тоже так считаешь?»
Л. «Да, я понимаю. Но все равно кажется, что Вы уделяете внимание им
больше.»
П. «Я таким поведением тебе кого-то напоминаю?»
Л. «Да, отца, он все свое свободное время проводил с братом, я обижалась, мне тоже хотелось быть с отцом, но он говорил, у вас у баб свои дела. Когда я пришла в группу и увидела Вас, то поняла, что Вы очень похожи на моего отца внешне. Я теперь понимаю, почему Вы меня злили».
Открытое внимание к настоящему учит принимать лицом к лицу настоящее, не пытаться бежать от него [Наранхо К., 1995]. В традициях духовных наук практика концентрации на переживаниях настоящего имеет место в занятиях медитацией. В контексте гештальт-терапии обращение к настоящему происходит в межличностной ситуации в процессе самораскрытия.

Принцип «фигура и фон». Тот образ, который «виден» отчетливо, и на нем сосредоточен интерес, называют фигурой. Среди множества впечатлений вокруг мы выбираем различные образы — зрительные (яркая божья коровка, ползущая по листу), слуховые (шуршание ежика), кинестетические (мягкое прикосновение ладони), обонятельные (запах свежескошенного сена). Фигура может быть как простым, так и сложным образом, который привлекает внимание наблюдателя. Фигура обычно располагается в определенном контексте — фоне. Фон создает возможность для восприятия фигуры. В отличие от фона фигура имеет отчетливые границы. Эти понятия гибкие, так как фигура и фон могут поменяться местами, и то, что привлекало наше внимание сейчас, через некоторое время уходит в «фон» и возникает новый интерес, новая «фигура». «Вы входите в комнату, Ваше внимание привлекает зеркало, потом взгляд падает на вешалку и Вы видите знакомый плащ. Вас охватывает радостное возбуждение, это конечно же приехал отец!» Интерес наблюдателя в этом примере перемещался от зеркала к вешалке, потом к плащу, и, наконец, к внутреннему чувству радости. Восприятие человека соответствует его внутренним потребностям. Желания человека определяют его текущие впечатления. Смена фигуры и фона — это основа психической жизни. Когда человек многому научается, осваивает многообразие опыта, тем самым он расширяет фон для развития новых фигур, поэтому он может легче адаптироваться в разнообразных жизненных ситуациях. Жесткие семейные правила ограничивают для человека получение опыта, уменьшают «разнообразие фона», что мешает выделению четкой фигуры.

Пример. Пациентка М.: «В моей семье было принято уважать родителей, их слова для меня всегда были законом, их желания я всегда старалась выполнять. Отец умер, мама осталась одна, она хотела, чтобы я была всегда рядом, я старалась выполнять любую ее прихоть. Мне сейчас 32 года, нет своей жизни, мама была против моих друзей… У меня периодически бывает ужасное настроение, отчаяние…потом прекращается и опять все по-прежнему, но в последнее время такие «приступы» стали учащаться». Во время психотерапевтической сессии пациентке удалось выделить фигуру — свою потребность: «Я поняла, что мои «приступы» — это протест, гнев, я не хочу больше так жить, я хочу иметь свою жизнь, хочу иметь свою семью, но я не могу ослушаться маму, нарушить правило, как маленькая девочка, а мне уже 32…». В данном случае клиенту для того, чтобы осуществить потребность и получить удовлетворение, необходим был новый опыт — нарушить правило. Психотерапия в этом случае помогла, клиенту удалось выйти из ситуации «застревания», которая постоянно не согласовывалась с ее потребностями, и найти возможность изменить свою жизнь. Ведущей причиной организации опыта человека является его доминирующая потребность — фигура (сосредоточение интереса), которая выделяется из фона. Отношения фигуры и фона являются динамичными, постоянно обновляющимися, но самое главное — взаимосвязанными.

Принцип «границы контакта». «Контакт — это функция, которая удовлетворяет потребность в объединении и разделении» [Польстер И., Польстер М, 1997]. Внутриутробное сосуществование младенца и матери есть естественное объединение. Ребенок растет и приобретает все большую независимость от родителей — у него сохраняется потребность в объединении и по мере взросления возрастает потребность в разделении. Контакт всегда происходит на границе, где сохраняется разделение «я» и «другой», где «я» вступает в отношение с «другим». Человек вступает в контакт не только с живыми существами, но также и со значимыми предметами, воспоминаниями, фантазиями, образами.

Пример. Г. старалась держаться от всех участников на расстоянии, предпочитала быть «в стороне». На последнем занятии группы она заговорила о своих сложностях в школе. Ей приходится много общаться со сверстниками, прямой контакт с которыми вызывает у нее большое напряжение. Психотерапевт предлагает осуществить эксперимент в группе — вступить с каждым участником в контакт. Г. подходит к первому, пауза, потом стремительно с ним сближается, берет за руку и сжимает ее, не обращая внимание на то, как напрягается партнер. Затем психотерапевт просит Г. обращать внимание на реакцию людей, с которыми она вступает в контакт, для того, чтобы общение для партнера было комфортным. Г. старалась совершать небольшие «шаги» и отслеживать реакцию. Затем психотерапевтом было предложено обращать внимание не только на реакцию партнера, но и на свои переживания — выстраивать комфортный контакт для обоих. В динамике взаимодействия Г. все более активно выстраивала контакт. Затем была предложена обратная связь участников группы в невербальной форме
— предлагалось Г. закрыть глаза, а всем участникам встать на то расстояние от нее, которое эмоционально существует между ними. Г., когда открыла глаза, сказала: «я не ожидала, что встанут так близко, мне очень приятно…». Участники группы высказались так: «До сегодняшнего занятия я думал(а), что ты высокомерная, поэтому держишься так независимо. А сейчас я поменял(а) мнение, ты другая, и это здорово». «Мне не понравилось, как ты подходила ко мне в первый раз (говорит первый участник группы), а потом, когда ты изменила контакт, стала обращать внимание на меня, тогда да… было комфортно». «Ты стала ближе к нам, я испытываю радость от этого, до этого была тревога, я не знала, почему ты держишься в стороне». Г. сказала: «спасибо всем, для меня все произошедшее было важно, я получила новый опыт, спасибо». Границы «я», которые определяют, что человек допускает в контакте, определяются его прошлым опытом. И это определяет действия человека, его установки, ценности. Для Г. было привычным либо избегать контакта, не вступать в отношения с другими, либо «сливаться» с другими. Гештальт-эксперимент помог расширить возможности, получить более приемлемое поведение.

Контакт может выстраиваться и с самим собой, так как у человека есть субличности, которые называются «внутренний наблюдатель» и «внутренний наблюдаемый». В обычной жизни между ними у одних людей бывают достаточно глубокие конфликты, а у других — продуктивный диалог. В психотерапии такое расщепление может участвовать в процессе личностного роста, способствовать саморазвитию и развитию контакта с другими людьми.

Пример. Клиент Н. с синдромом нервной анорексии. «Одна моя часть привыкла к ограничениям с детства — я часто болела, было многое нельзя — из еды, активно играть, родители постоянно опекали и многое не позволяли делать самой. Это действительно похоже на то, что я сейчас делаю сама с собой — ограничиваю еду, контакты с людьми… А другая моя часть хочет жить по-другому, общаться с людьми, испытывать удовольствия…в том числе и от еды. По мере психотерапевтических занятий она — эта часть — растет, она уже стала сильнее, я как-будто расслабилась и даже стала позволять себе больше из еды, да…, самое главное, я стала общаться со сверстниками». Способность сохранять ощущение собственных границ позволяет человеку допускать или блокировать вступление в контакт. Граница «я» фиксирована не строго, и это является ресурсом развития для человека и его психотерапевтических изменений. Восприятие границ «я» можно описать с позиций: телесных границ, границ ценностей, границ доверия, границы проявления, границы открытости [Польстер И., Польстер М., 1997]. Остановимся на телесных границах и границах ценностей.

Телесные границы определяются возможностью человека чувствовать свое тело. У ребенка, у которого сформирован телесный образ «я», существует прекрасный контакт со всем своим телом, он живет и его тело участвует в эмоциональных переживаниях и действиях. По мере получения опыта, человек может встречать запреты на различные формы бурного реагирования, и он подавляет свои чувства, в результате чего теряет способность взаимодействовать с частями собственного Я. Границы ценностей человека связаны с тем, что он вступает в контакт только с теми, кто находится внутри его границ.

Пример. Клиент К.: «Я недовольна, когда отец приглашает своих родственников в гости. Последний раз даже был скандал. Понимаете, они не мои люди. С ними не о чем разговаривать. Я уже не говорю о гениальных произведениях Сезанна, но, наконец, о Тициане или Рембрандте можно поговорить.». Дед К. увлекался живописью, много знал о художниках и искусстве и привил это своей внучке. Расширение своих границ ценностей дало возможность К. принимать тех, кого она ранее называла «не мои люди», дало ей возможноть творчески приспособиться к среде, сохранить контакты, которыми она дорожила.

Границы ценностей человека сводят его поведение к тем рамкам, которые определены правилами. Например, если в правилах человека заложено предписание придерживаться определенной эмоциональной сдержанности, то он и старается своим поведением это правило поддерживать, другое, отличное от него поведение он встречает несогласием, непринятием, так как границы «я» не дают ему эту возможность. Вся совокупность проявлений на границе контакта и есть проявление Я, или селф (self), «бытие-в-мире», которое изменяется в зависимости от возникающих ситуаций. Селф является индивидуальным способом проявления «я» в контакте с окружающей средой и может функционировать в трех режимах:Id-функция, Ego-функция, Personality-функция. Id-функция связана с осознаванием желаний, потребностей, то есть выделением яркой фигуры. Ego-функция связана с поиском и выбором объекта. Personality-функция связана с возможностью интегрировать прошлый опыт, формировать представления о самом себе. Исходя из вышесказанного, теория Я в гештальт-терапии представляет собой сложную систему контактов, необходимых для адаптации. И здоровье означает гибкость границ, игру контакта и отступления. Психоз, согласно теории гештальт-терапии, представляет собой нарушение Id-функции, так как человек не способен выделить свою собственную потребность из фона-контекста интрапсихического пространства. Невроз представляет собой нарушение Ego-функции и Personality-функции, что ведет к неспособности выбрать адекватный способ поведения, творческого приспособления.

теоретические положения  — предыдущая | следующая — цикл опыта (гештальта) 

Содержание. Э.Г.Эйдмиллер. Детская психиатрия