Версия для слабовидящих

Психологические защитные механизмы у детей (продолжение)

7. Сновидение — это бессознательные действия «Я» в состоянии сна, ко­торые могут сопровождаться эмоциональными переживаниями. Сновидение можно рассматривать как особый вид замещения, посредством которого про­исходит перенос недоступного действия в иной план — из реального мира в мир сновидений. Задача сновидения — выразить сложные чувства в кар­тинках и дать человеку возможность их пережить, осуществив замещение ре­альных ситуаций. Специфика замещения в сновидении состоит в том, что со­бытия в нем не связаны с реальностью: временем, пространством, необрати­мостью явлений.

Мысли, которые человек наяву боится допустить в сознание, приходят во сне, воплощаясь в разные образы. Это возможно, поскольку во сне «цензу­ра» ослаблена. Однако полностью она не всегда выключается, поэтому осо­бо травмирующие элементы нуждаются в зашифровывании и маскировке. Так, исполнение желаний, не удовлетворенных в реальной жизни, в сновиде­ниях нередко двупланово: имеет явную форму и скрытое за ней содержа­ние. Пониманию проблем, обнаруживающихся в фабуле детского сновиде­ния, помогает появление в них разнообразных животных, смысл которых про­ясняется из их ролей в детских сказках. Ситуации преследования угрожаю­щими существами нередко инициированы проблемами отношений в классе или семье, а беспокойство и тревога в детских снах часто говорят о неготов­ности к опросу, контрольной, экзамену. При этом чем младше ребенок, тем чаще суть ситуации ясна ему без слов.

Мальчик Витя 8 лет составил по рисунку «Радостный сон» такой рассказ.

Витя: Я такой довольный, я такой счастливый, потому что у меня дино­завр. Динозавр большой, хороший, на нем кататься можно. Травоядные ди­нозавры людей не едят, траву едят. Им много еды не надо. В гараже бы он жил, динозаврик.

Психолог: Какие чувства ты сейчас испытываешь?

Витя: Хорошие чувства.

Психолог: Тебе сны часто снятся?

Витя: Мне после зоологического музея змеи все снятся, а динозавры их топчут!

психиатрия1

На рисунке (рис. 8) он изобразил мальчика, который ведет за собой на цепочке огромного мощного динозавра — как верного пса. Этот рисунок, как и сон, который был рассказан психологу, на первый взгляд, самые обычные. Насмотрелся ребенок мультиков про динозавров и теперь, конечно, мечтает, чтобы у него был собственный динозавр — кто-то мечтает о собаке, а кто-то о динозавре. Однако фраза «травоядные динозавры людей не едят, траву едят» привлекает внимание и сразу наводит на мысль о том, что динозавр в качестве спутника жизни выбран не зря, что его образ появился в снови­дении не случайно и таит в себе некий скрытый смысл. Ведь если существует некто, кто людей ест, значит, этот некто может представлять из себя угро­зу, от которой надо защищаться. Уточняющие вопросы психолога позволили не только выявить источник страха мальчика, но и прояснить защитную роль травоядного динозавра. Фраза: «Мне после зоологического музея змеи все снятся, а динозавры их топчут!» — расставила все по местам.

Сны позволяют вывести страсти ребенка наружу, во сне могут насту­пить высвобождение, разрядка сгущенных, выходящих из-под контроля эмоций, во сне можно реализовать желаемое, самоутвердиться и поверить в себя. По мнению А. Адлера, образы сновидений являются тем средством, при помощи которых ребенок и взрослый, компенсируя чувство неполно­ценности, отсутствие самоуважения, стремятся к власти, к превосходству, пы­таясь достичь ложного ощущения завершенности. Разрядка возникшего на­пряжения и его переориентация наиболее отчетливо обнаруживаются в сно­видениях детей. При этом не всегда важно, происходит ли удовлетворение в физической и чувственной реальности или во внутренней воображаемой реальности сна, если аккумулированная энергия в достаточной мере раз­ряжается.

8. Сублимация, один из высших и наиболее эффективных защитных ме­ханизмов, реализует замещение инстинктивной цели в соответствии с высшими социальными ценностями. Сублимация социально приемлемым способом выражает базирующиеся на биологии импульсы (стремление сосать, кусать, есть, драться, совокупляться, разглядывать других и демонстрировать себя, наказывать, причинять боль, защищать потомство). Это осуществляется пу­тем переориентации сексуального и агрессивного потенциалов человека, реа­лизация которых входит в конфликт с личностными и социальными норма­ми, в приемлемые и даже поощряемые формы общественной и творческой деятельности. Замещается не сам объект, а способ взаимодействия с ним. Такая переориентация требует принятия или, по крайней мере, знакомства с идеаль­ным стандартом, в соответствии с которым сексуальность запрещается, а аг­рессия объявляется антисоциальной. Поэтому эта защита вызревает у детей достаточно поздно.

Одной из типичных форм сублимации у детей является рисование. На­рисовать свои фантазии подчас легче, чем о них рассказать. Рисунок объ­ективизирует внутренний конфликт, позволяет его отреагировать и тем самым снижает вероятность его внешних проявлений в социально опасной или неприемлемой форме. Посредством рисунка можно контактировать с окружающими и понять, что воплощенные травмирующие впечатления мо­гут восприниматься без переживания стыда и вины. Это объясняет, поче­му рисование помогает не только при детских страхах, но и при наркома­нии, заикании, афазиях.

Наблюдение специфической сублимации у ребенка приводит Г. Л. Барди-ер (1996): «На уроке Дима старается быть поближе к Оле, дружелюбно смот­рит на нее, хочет сесть с ней за одну парту. Дети сообщают, что он в нее влю­бился. Дима не возражает и ждет положительной реакции окружающих. Ре­акции нет. Сама Оля жалуется, что серьезность его намерений ее насторажи­вает. Приходится переключать внимание детей на другую тему. Дети слуша­ют и обсуждают сказку про лунного человечка, а затем принимаются эти проблемы рисовать. Дима знает, что если очень хочется, можно рисовать что-то другое. К концу урока он приносит гордо свой рисунок, который называ­ется «Кот собирается жениться».

психиатрия2

На рисунке Димы (рис. 9) была изображена красавица — лиса с длинной косой. Важный кот в турецкой шапочке с пером держал лисичку за руку.

Реакция окружающих не дала возможности мальчику ухаживать за Олей, об­суждать свою любовь и строить матримониальные планы. И тогда защита по типу сублимации позволила найти новый, адекватный для данной ситуа­ции способ взаимодействия с объектом детского сексуального влечения, ре­ализовав переживания мальчика в рисунке как результате его творческой де­ятельности.

психологические защитные механизмы у детей (продолжение) – предыдущая | следующая – психологические защитные механизмы у детей (продолжение)

Содержание. Э.Г.Эйдмиллер. Детская психиатрия