Причины суицидального поведения разнообразны. Они могут касать ся биологической, психологической, социальной сфер. Несмотря на то, что люди обычно совершают суицид в экстремальных ситуациях (смерть близкого человека, развод, потеря работы или учебы и пр.), большинство исследователей полагает, что это скорее повод для совершения суицида, чем его причина.
Самоубийство нельзя понять на основании одного побудительного мотива. Ситуация, как правило, становится только поводом, но она не является причиной принятого решения. Причины в отличие от мотивов, как правило, не осознаются суицидентом, при этом мотив может приниматься за причину [Феноменов М. Я., 1914].
Если видимых причин суицида нет, то, как правило, можно выявить душевную пустоту и скуку. Ф. М. Достоевский писал, что «потеря высшего смысла жизни… несомненно ведет за собой самоубийство».
К основным факторам, которые нужно учитывать при изучении риска суицидального поведения, относятся:
— культурологический;
— национальный;
— религиозный;
— тендерный;
— состояние здоровья психического и соматического;
— наследственный;
— социально-экономический;
— семейный;
— возрастной и некоторые другие.
Культурологический фактор. Суицид — исключительно человеческийакт, встречающийся во всех культурах. Особенности культуры влияют на отношение ее представителей к суициду. Это влияние может быть сдерживающим, но может быть и провоцирующим.
В большинстве культур суицид строго осуждается и объявляется вне закона. Осуждение суицида в древней Греции отражено в трудах Платона. Античные Римские правительства, как правило, отрицательно относились к суициду, приводящему к потере солдат и рабов. Английское законодательство рассматривало суицид как деяние, заслуживающее наказания конфискацией имущества, безотносительно был ли суицид результатом безумия или болезни. Такая точка зрения на суицид была также утверждена законом в некоторых штатах колониальной Америки.
Во многих европейских странах, в том числе и в России, особенно в XVII-XIX веках, дворяне могли сохранить свою честь либо вызвав на дуэль обидчика, либо, если это было невозможно, покончив с собой.
2) Японии люди уважительно относились к случаям харакири (ритуального самоубийства кинжалом), как к способу потерпевших неудачу или опозоренных людей оправдать себя, «сохранить лицо». В течение II мировой войны японские пилоты-камикадзе рассматривали суицид путем взрыва вражеской цели своим самолетом как высокую честь. К сожалению, в наше время соответствующим образом воспитанные арабские террористы повторяют их «подвиги».
3)Индии был распространен обычай сати, согласно которому на ритуальном пире в память об умершем муже женщина совершала самосожжение.
На Кубе женщины часто совершают суициды с помощью самосожжения. Возможно, это дань католицизму, в котором огонь рассматривается как очищающая сила.
Помощь в совершении суицида рассматривается в некоторых странах как уголовно наказуемое деяние.
Национальный фактор. Отмечаются достоверные различия в риске суицидального поведения между представителями разных этнических групп.
Постоянно высокий уровень по сравнению с другими национальностями отмечается у угро-финского населения. Венгрия долгие годы лидировала по этим печальным показателям. В США суициды у белых встречаются в 2,5 ра за чаще, чем у негритянского населения, а у индейцев чаще, чем у белых. Такая же тенденция отмечается и в Канаде.
Страны с низким рейтингом суицидов представлены Гватемалой (0,5), Филиппинами (0,5), Албанией (1,4), Доминиканской Республикой (2,1) и Арменией (2,3). Однако точное сравнение рейтинга суицидов среди стран провести затруднительно, так как недостоверна официальная статистика, различны методы определения причин смерти [Berman A. L., 1998].
Религиозный фактор. Большинство главных мировых конфессий осуждают суицид и считают его грехом.
Христианство вообще осуждает суицид как покушение на святость человеческой жизни. В IV веке нашей эры Святой Августин определил суицид как грех. В Средние века Римская Католическая Церковь запретила хоронить жертв суицида в освященной земле. В настоящее время большинство традиционных религий относятся к жертвам суицида сострадательно и позволяют хоронить последних по традиционным обрядам.
Среди одной общины баптистов в Пенсильвании почти три четвертых всех суицидов, которые произошли за 100 лет, случились только в четырех семьях.
Иудаизм достаточно ясно запрещает суицид, правда, есть одно исключение: воин, захваченный врагом, должен убить себя.
Ислам также запрещает суицид, считая его тяжелейшим из грехов. Кысмет, то есть судьба, предначертанная Аллахом, определяет всю жизнь человека, и он должен терпеливо сносить все ее тяготы. Мусульманские страны в связи с этим характеризуются самым низким в мире числом самоубийств на 100 000 населения. Однако исламские фундаменталисты в настоящее время побуждают «воинов Аллаха» к совершению суицидов, сопровождающихся гибелью «неверных», утверждая, что в этом случае их души попадут прямо в рай.
Буддисты, исповедующие ламаизм (махаяну), не покушаются на свою жизнь, считая это бессмысленным, так как невозможно прервать сансару (бесконечность перерождений). В то же время они опасаются повлиять на нее и воплотиться в следующем перерождении не в облике человека, а демона или животного. Буддисты другого направления — хинаяны — допускают ритуальные самоубийства священнослужителей, искупляющих таким образом людские грехи.
эпидемиология суицидального поведения — предыдущая | следующая — этиология суицидального поведения (продолжение)
Содержание. Э.Г.Эйдмиллер. Детская психиатрия