Центр когнитивного развития

Автономная некоммерческая организация Международного института психосоматического здоровья (АНО МИПЗ)

История эпилепсии

Термин «эпилепсия» по-гречески означает «схватывание; что-то внезапное, нападающее на человека». Ни одно заболевание на протяжении всего его изучения не имело столько обозначений, как эпилепсия: 41 название, по П. И. Ковалевскому (1898). Среди них «божественная», «демоническая», «свя­тая», «лунная», «дурная», «черная немощь», «трясучка», «горестное страда­ние», «болезнь Геркулеса», «наказание Христа» и т. д.

Эпилепсия — заболевание, известное со времен глубокой древности. Долгое время среди людей существовало мистическое представление об эпи­ лепсии. В античной Греции эпилепсия ассоциировалась с волшебством и магией и называлась «священной болезнью». Термин «священная болезнь» впервые упоминается в сочинениях Гераклита и Геродота. Считалось, что эпилепсия связана с вселением в тело духа, дьявола. Бог насылал ее на человека в наказание за неправедную жизнь. Древнегреческий врач Аретеус, описывая эпилептический приступ, сравнивал больного с видом быка, которому перерезали горло — «руки стиснуты, голова отведена вперед или назад, или приведена к плечу, а ноги ударяют во все стороны». Древние греки рассматривали припадки как посещение человека богами, поэтому первая классификация эпилепсии связана с именами богов: если больной скрежетал зубами и судорога охватывала половину его тела — причина припадков мать богов Кибела; если эпилептик резко и пронзительно кри­ чал — его сравнивали с конем, это означало, что бог Посейдон посетил больного; в случаях, когда изо рта шла пена и человек бил ногами — бог Марс вселялся в тело страдальца. Во всех случаях болезнь рассматрива­лась как результат божественного предначертания и ее лечили заклина­ниями.

Выдающаяся роль в изучении эпилепсии принадлежит Гиппократу, ко­торый изложил свои взгляды в трактате «О священной болезни» более 2,5 ты­сяч лет назад. Гиппократ первым указал на роль мозга в происхождении болезни вопреки распространенным после Аристотеля представлениям о ло­кализации психических процессов в сердце. Гиппократ писал: «Мне кажется, что первые, признавшие эту болезнь священною, были такие люди, кото­рыми теперь оказываются маги, очистители, шарлатаны и обманщики, кото­рые представляются благочестивыми и понимающими больше других …, но причина этой болезни, как и прочих великих болезней, есть мозг» (цит. по Рудневу В. И., 1913).

Упоминание об эпилепсии встречается и в Евангелии от св. Марка и св. Луки, где описано исцеление Христом мальчика от вселившегося в его тело дьявола. Отец ребенка пришел к Христу со словами: «Учитель, я привел к тебе моего сына, в которого вселился злой дух. Когда дух овладевает его телом, он терзает его, и тогда он падает, изнемогая, испуская пену изо рта, креп­ко стискивает зубы ». Иисус сказал: «Ты, дух, злобный и темный, закли­ наю тебя, выйди из него и никогда не входи вновь». И дух закричал, и вы­шел из тела мальчика, а тот упал, как будто бездыханный. Но когда Иисус прикоснулся к нему, мальчик очнулся.

В Древнем Риме эпилепсия имела название «комитетской» («парламен­тской») болезни в связи с тем, что заседания Сената прерывались, если у од­ного из присутствующих возникал эпилептический приступ, так как счита­лось, что боги таким образом выражают недовольство происходящим.

Несмотря на достижения в изучении эпилепсии древних врачей, в сред­ние века эпилепсия считалась заразным заболеванием, и, наряду с прокажен­ными больными, страдающих эпилепсией изолировали в отдельные поселения, не решались есть с ними из одной тарелки, пить из одной кружки. Счи­талось, что эпилептик был «нечистым»: любой, кто прикасался к нему, ста­новился добычей демона, и, сплевывая, человек пытался отделаться от демо­на и ускользнуть от заразы. Теофраст, характеризуя данное суеверие, писал: «Когда кто-нибудь видит сумасшедшего или эпилептика, он вздрагивает и плюет в его сторону», а триста лет спустя Плиний признавался: «В случае эпилепсии мы плюемся, таким образом избавляясь от инфекции». В пред­ чувствии приступа больной убегал в пустынное место, где никто его не мог видеть, и накрывал голову. Больные эпилепсией жили в обстановке стыда и презрения. В X-XI веках для обозначения эпилепсии появился термин «па­ дучий дьявол», а затем — «падучая болезнь». Предполагалось, что эпилеп­ тические приступы не вызываются собственной силой дьявола, а возникают, когда в теле человека нарушается внутренний баланс и оно становится под­ властным дьявольскому влиянию. В XIII веке церковью распространялась точка зрения, что «падучей болезнью» можно заразиться через дыхание боль­ ного: «Когда он падает на землю, испуская пену изо рта, — берегитесь его, если вам дорога жизнь! Не разрешайте никому близко подходить, так как если его ужасное дыхание попадет в рот другого человека, тот может забо­леть тем же» [Темкин О., 1924].

В средние века отношение к эпилепсии было двойственным — с одной стороны, эпилепсия вызывала страх, как заболевание, не поддающееся лече­нию, с другой стороны — она нередко ассоциировалась с одержимостью, трансами, наблюдавшимися у святых и пророков. Христианские теологи от­мечали, что отдельные отрывки Корана свидетельствуют, что Магомет страдал эпилепсией. Его приступы сопровождались заведением глазных яблок, конвульсивными движениями губ, потливостью, храпом, отсутствием реакции на окружающее. Предполагается, что эпилепсией страдали также св. Иоанн, св. Валентин.

Тот факт, что многие великие люди (Сократ, Платон, Плиний, Юлий Це­зарь, Калигула, Петрарка и др.) страдали эпилепсией, послужил предпо­сылкой для распространения теории, что эпилептики — люди большого ума. Однако впоследствии (XVIII век) эпилепсия нередко стала отождествлять­ся с сумасшествием и больных эпилепсией госпитализировали в психиат­рические больницы. Лишь в 1849 г., а затем в 1867 г. в Англии и Герма­нии были организованы первые специализированные клиники для больных эпилепсией.

определение эпилепсии —  предыдущая | следующая – эпидемиология эпилепсии

Содержание. Э.Г.Эйдмиллер. Детская психиатрия