Мышление — опосредованное отражение и отвлеченное обобщение явлений внешнего мира, их сущности и взаимосвязей между ними. Процесс мышления осуществляется путем совершения мыслительных операций. К основным из них относятся: анализ, синтез, сравнение, экстраполяция, обобщение по сходным признакам, исключение по несходным признакам, аналогия, выделение главного, классификация и др. Являясь высшим познавательным процессом, мышление всегда направлено на творческое преобразование имеющихся в памяти представлений и образов. На основе ощущений и восприятия в процессе мышления формируются представления и понятия.
Представлением называется образ конкретного предмета или явления, воспроизведенный в сознании на основе прошлых впечатлений или благодаря воображению. Понятие — более обобщенное отражение свойств предметов или явлений, формирующееся на основе сопоставления представлений. Если попросить человека представить себе какой-то предмет, например, шкаф, просьба будет содержать понятие, так как разных шкафов может быть множе ство. Однако человек поймет задание и представит себе именно шкаф, а не стул, причем образ, созданный им в сознании, будет конкретным. При просьбе, че ловек может описать свойства шкафа (цвет, форму, размеры и т. п.). Различают эмпирические понятия, отражающие свойства определенного класса предметов и явлений и теоретические понятия, выявляющие особенности и взаимодействия отдельных элементов внутри целостной системы. Накапливая жизненный опыт, ребенок приобретает житейские понятия [Выготский Л. С, 1935]. Представления, понятия связаны между собой ассоциациями (лат. associo — присоединять). Аристотель выделил три типа ассоциаций:
— по смежности, возникающие по принципу близости предметов или явлений друг другу во времени или пространстве (например: машина-дорога, ночь-сон);
— по сходству, возникающие на основе похожести двух объектов (например, птица-самолет);
— по контрасту, возникающие на основе выраженных различий (например: день-ночь).
Связь между двумя понятиями (субъектом и предикатом) называется суждением (например: девушка-студентка) Из двух или нескольких суждений, называемых посылками, можно вывести новое суждение, логически непосредственно вытекающее из них и называющееся умозаключением. Если к умозаключению человек приходит от частных суждений к общему, оно называется индуктивным (лат. in — внутрь, duco — вести), а если общие положения применяются к конкретному случаю, умозаключение считается дедуктивным (лат. de — из, duco — вести). Два суждения и умозаключение составляют силлогизм. Например: «Каждый человек (В) есть живое существо (А). Каждый человек (В) (и только человек) разумен (Б). Каждое разумное существо (Б) есть живое существо (А)». (Аристотель)
Построение силлогизмов позволяет приобретать новые знания, при условии, что суждения (посылки) истинны, проверены практикой. Законы мыш ления являются логическими. Они объективны и не могут быть отменены. Нарушения этих законов могут отражать патологические изменения мышления, что позволяет использовать силлогизмы для выявления его расстройств. Таким образом, мышление, являясь более высокой формой отражения, чем ощущения и восприятие, позволяет выйти за их пределы, судить о том, что не наблюдается сейчас, а также предвидеть последствия происходящего. Это позволяет ставить задачи ориентировочно-исследовательского, познавательного и преобразующего характера и предпринимать действия, направленные на их разрешение.
расстройства влечения к получению впечатлений (окончание) – предыдущая | следующая – развитие мышления
Содержание. Э.Г.Эйдмиллер. Детская психиатрия