Глава 13. Расстройства сознания

СОЗНАНИЕ — высшая форма объективной реальности, свойст­венная исключительно человеку, обеспечивающая актуальное вос­приятие и познание внешнего мира, осознание своей обществен­ной принадлежности, объективной обусловленности высших ка­честв своего «Я», составляет высшее специфическое человеческое качество [СаармаЮ. М., Мехилане Л. С, 1980]. Осознавать — зна­чит отражать объективную реальность посредством объективиро­ванных в слове, общественно выработанных обобщенных значе­ний [Рубинштейне.Л.]. Общественно накопленные знания явля­ются стержнем сознания. Сознание длительно созревает в онтогенезе и появляется лишь тогда, когда человек выделяет себя из окружающей среды. Осознание связано с обобщением и фикса­цией этих обобщений в речи. Так как и речь, и обобщения — про­дукты общественно-исторического процесса, то любой акт созна­ния опирается на всю историю человеческого общества. Осознание реального мира предполагает и определенное отношение к осозна­ваемым объектам. Сознание, будучи функцией бытия, одновремен­но является и активным регулятором деятельности человека. «На­ходиться в сознании — означает, переживая конкретный момент своего собственного опыта, переносить этот опыт на совокупность своих знаний. Таким образом, сознательное состояние можно ква­лифицировать как сложную структуру или, другими словами, как организованную структуру жизни отношений, связывающих субъект с другими людьми и с миром» [Эй А., 1968]. «Сознательное состоя­ние — это способность воспринимать стимулы, как внутренние, так и внешние, и реагировать на эти стимулы произвольными движе­ниями, включая речевую реакцию» [Мацумото Дз., 1978].

Нейрофизиологигеский механизм сознания. Развитие речевой функции у человека одновременно означало появление сознания. Посредством речи выражаются общие качества предметов и явле­ний реального мира, то есть возникают процессы абстрагирова­ния, слова становятся понятиями. Биологическая основа абстраги­рования — иррадиация и концентрация в мозговых нейронах вновь образованных сигналов, выраженных в словесной форме. Мысли человека, не выраженные вслух (внутренняя речь), обяза­ны своим происхождением возбуждению, возникающему во вто­рой сигнальной системе, но оно не вызывает двигательных реак­ций, то есть движений, необходимых для произнесения слов. Co­знание, таким образом, связано со второй сигнальной системой [Адам Д.,-1983].

Таким образом, конкретизируется представление И. П. Павлова о том, что физиологическую основу сознания составляет деятель­ность корковых структур, находящихся в состоянии оптимальной возбудимости. Развитие этой концепции заключается в следую­щем: 1) при сопоставлении внутреннего состояния человека с внешними объектами или ситуациями возникает активация мозга; 2) затем происходит обработка мозгом поступаю­щей от организма и внешнего мира информации и, наконец, 3) осуществляется наиболее подходящее поведение с учетом текущих обстоятельств и прошлого опыта. При рефлекторных ре­акциях и инстинктивном поведении обработка информации осу­ществляется автоматически, при сложных процессах научения и сознательном принятии решений участвуют высшие функции: па­мять, мышление [Годфруа Ж., 1992].

Физиологическая активация связана с функцией цен­тров, расположенных у основания головного мозга (ретикулярная формация).

Психологическая активация, представляя выражение физиологической, связана с расшифровкой внешних сигналов, ко­торая зависит от уровня бодрствования и от состояния сознания человека, а также от его потребностей, вкусов, интересов и пла­нов. Уровень активации зависит от трех взаимосвязанных факто­ров: 1) восприятия окружающего (циклов бодрствование—сон); 2) врожденных потребностей, приобретенных в течение жизни мотиваций;’ 3) эмоций и чувств.

Структура и степени ясности сознания. Сознание — это прежде всего осознание окружающего мира и самого себя. Осозна­ние чего-либо предполагает некоторую совокупность знаний, соот­носясь с которой окружающее осознается.

Структура сознания, таким образом, складывается из осозна­ния своего «Я» и предметного сознания.

По мнению С. С. Корсакова (1893), «со-знание» — это: 1) раз­граничение между тем, что принадлежит к «Я» и что — к «не-Я»; 2) сочетания в известном порядке запаса представлений или по­нятий, существующих в психике,— сочетание знаний, человеком приобретенных (со-знание); 3) деятельность «направляющей си­лы ума».

В. А. Гиляровский (1954) расшифровывает понятие «сознание своего Я», относя сюда представление о своем теле, сознание своей связи с другими, т. е. социальное «Я», представляющее спе­цифическую особенность человеческой психики и образовавшееся с возникновением речи.

Усложнилось в процессе эволюции сознание «не-Я», или пред­метное сознание; оно складывается из объектов окружающего ми­pa, а также из ориентировки в месте и во времени. Сознание по­стоянно развивается и изменяется, однако при этом сохраняется его активная действенность, непрерывность и единство. Пережива­ния настоящего и прошлого объединяются в одну непрерывную цепь, причем последним ее звеном оказывается переживание на­стоящего момента. В общем потоке сознания только небольшое количество представлений может освещаться с наибольшей ясно­стью, быть в центре сознания, как бы в его фокусе. Значительная часть представлений лишь на короткое время попадает в этот фо­кус или даже всю жизнь остается за порогом осознавания. Разли­чают два состояния сознания: бодрствование и сон. Во время бодрствования активируется весь организм, что позволяет ЦНС воспринимать, сортировать и истолковывать сигналы, приходящие из реального мира, запоминать их или реагировать поведением, определяемым предшествующим опытом. Это состояние сознания позволяет приспосабливаться к окружающей действительности. Нормальное состояние сознания проявляется в способности рас­шифровывать стимулы, т. е. субъективно оценивать их, и отвечать на них так, как это делает большинство социальной группы, к ко­торой принадлежит осознающий. Содержание сознания на 99% предопределено мыслями других людей, сформулированными предшествующими поколениями [ЛиллиДж., 1980]. Чтобы лучше приспособиться к окружающей среде, человек повторяет их. Со­держание сознания меняется в течение дня, оно зависит от сте­пени эмоционального напряжения, уровня бодрствования и от готовности к восприятию раздражителей. По мере усиления акти­визации организма уровень бодрствования возрастает. Однако адаптация может ухудшаться и при чрезмерной активации, при се­рьезном эмоциональном возбуждении и снижении уровня бодрст­вования, при переходе ко сну.

коррекция расстройств влечений  — предыдущая | следующая – виды сознания 

Содержание. Исаев Д.Н. Психопатология детского возраста