Центр когнитивного развития

Автономная некоммерческая организация Международного института психосоматического здоровья (АНО МИПЗ)

Копинг-поведение у детей (продолжение)

Обнимаю,  прижимаю,  глажу

Дети, так же как и взрослые, в трудной для себя ситуации вступают в со­циальное взаимодействие с родными и близкими. Однако это — контакт, отличный от взаимодействия в рамках культуры взрослых. Еще не умея всесто­ронне обдумывать и рационализировать ситуацию, вступая в трудный для себя момент в отношение с другим лицом или объектом, ребенок старается отреагировать напряжение без слов, через прямой телесный контакт. Такой тесный физический, сенсорный и эмоциональный контакт, так называемые от­ношения привязанности, очень важен для детей. У маленького ребенка та­кое взаимодействие существует с самого рождения — с матерью. Мать — первая «психологическая защита» ребенка. Многочисленные исследования психологов показали, что у детей, разлученных в раннем возрасте с матерью даже на короткий срок, возникает депрессия и, как следствие, синдром недо­развитости. Причиной является обедненность эмоционального мира ребенка, недостаток общения и внимания, слабость внешних побудительных стимулов. Если мать не использует при общении с младенцем тесного физического контакта и поглаживаний, а также улыбок и похвалы, то у детей обнаружи­вается значительно больше поведенческих отклонений от нормы.

В свете сказанного неудивительно, что стратегия «обнимаю, прижимаю, глажу» оказалась в нашей выборке наиболее часто используемой и одной из наиболее эффективных. Иногда дети дополнительно поясняли, с кем конк­ретно они взаимодействуют таким образом: «обнимаю маму», «обнимаю ба­бушку». Вместе с тем, в рассказах детей 8-11 лет в качестве объектов, кото­рых они «обнимали», «прижимали» и «гладили», чаще появляются не люди, а животные. Мамы и бабушки, которые могут обнять и успокоить, не всегда находятся рядом с детьми младшего школьного возраста, да и дети считают себя достаточно самостоятельными. Их возрастные «нормы» не позволяют обращаться к маме за помощью так часто, как это было в детстве. Если же выбирать между мягкой игрушкой («Я хочу мягкую игрушку, потому что она теплая. Я с ней сплю…») и животным, то предпочтение ребенок отдаст последнему — оно же «живое».

Это иллюстрирует рассказ мальчика Лени В., 9 лет: «У меня есть кот Дуся. Один раз мне надо было идти к зубному врачу пластинку примерять. Я переживал — немножко боялся, волновался. Вдруг скажут, что уже сейчас надо идти. Подошел к окну, Дуську позвал. Он мне всегда помогает. Я глажу и успокаиваюсь. Он мурлычет напевно. Когда живот болит — на живот ля­жет и успокоит».

Животные не только обеспечивают возможность эффективного телесно­го контакта, но и «умеют сопереживать», «хранить тайну», «успокаивать». Они верные друзья и никогда не ругают ребенка, как это делают взрослые. Именно поэтому животные выступают в качестве своеобразных защитников и психотерапевтов для многих детей, особенно для девочек. Смерть, потеря и болезнь любимого животного — одно из самых частых травмирующих пе­реживаний у младших школьников.

Смотрю телевизор, слушаю музыку

Для современного ребенка смотреть телевизор — значит самым простым и доступным способом отвлечься от проблем. Тем более что некоторые взрос­лые сами толкают ребенка к телевизору, чтобы не мешал и не надоедал. Другие, наоборот, не разрешают смотреть телевизор, особенно когда на экране про­сто что-то цветное мелькает. Однако для ребенка чего-то двигающегося под звуки ритмичной музыки бывает достаточно, чтобы на какое-то время забыться, не думать о неприятной ситуации и расслабиться.

Телепередачи выступают не только как эффективный отвлекающий и переключающий фактор. Герои фильмов и телепередач — это те «модели», на которые дети хотят быть похожими или не похожими, чьи качества или образы в целом примеряют и затем переносят на себя либо, напротив, отвер­гают (защита по типу имитации или идентификации).

Примером этого может служить рассказ «Любимый мультфильм» Алеши, ученика 3-го класса: «Мне нравится мультфильм „Приключения Гоши». По­тому что он поучительный, веселый. Этот мультфильм поучителен тем, что в одной из его серий, например, Гоша наелся очень много конфет и у него за­болел зуб. И ему пришлось пройти длинный путь к врачу-стоматологу. Я смот­рю по телевизору этот мультфильм, и сам стараюсь не делать того, что дела­ет его персонаж — Гоша».

Психолог: «А на кого из героев мультфильмов ты хотел бы походить?» Алеша: «Я хотел бы быть похож на героя мультфильма „Кот Леопольд». Он умный и всегда знает, что делать».

Умение соотнести себя с героем мультфильма — очень важный этап в раз­витии самосознания ребенка. С одной стороны, когда ребенок сочувствует и сопереживает персонажу мультфильма, это рождает в его душе самые раз­ные новые чувства: сострадание, желание быть добрым и мужественным, на­казать обидчика, уверенность, что и ты можешь одержать победу и быть сча­стливым. С другой стороны, сравнение — это одна из тех логических опера­ций, которая лежит в основе развития мышления ребенка. Осуществляя срав­нение себя с персонажами мультфильмов, ребенок нередко приходит к осоз­нанному выводу о том, в чем он их превосходит и к чему ему еще надо стремиться. И это — важный шаг для дальнейшего использования интел­лектуальных стратегий совладания с неприятными ситуациями.

Искренне сопереживая своим героям, проходя вместе с ними все перипе­тии сюжета, негодуя, радуясь и страдая, ребенок может даже пережить ка­тарсис — состояние внутренней эмоциональной разрядки, очищения своей души, неосознаваемой переоценки всей своей системы ценностей и, как резуль­тат, — изменить свое отношение к своей проблеме. Последнее происходит не часто, поскольку у ребенка еще плохо развит механизм децентрации, ему трудно переживать за другого, а не за себя. Поэтому обычно сопереживание возможно в тех случаях, когда в фильмах присутствуют персонажи, макси­мально сходные с самим ребенком и его друзьями (дети и животные). При этом лучше, чтобы сначала герой фильма был слаб, а потом, несмотря на свою слабость, с помощью друзей побеждал. Классическим примером такого филь­ма может служить фильм Ролана Быкова «Внимание, черепаха!». Что про­изойдет в результате под влиянием телепередач — напрямую зависит от усилий взрослых и понимания ими того, в каких фильмах и героях нужда­ются дети.

копинг-поведение у детей (продолжение) – предыдущая | следующая – копинг-поведение у детей (продолжение)

Содержание. Э.Г.Эйдмиллер. Детская психиатрия