Теория метода и описание аналитической психодрамы

Метод разработан Джекобом Леви Морено (1892-1974). Теоретическим концептом этого метода психотерапии является теория ролей, разработанная самим автором.
Современные исследователи [Ремшмидт X., 2000; Фрейджер Р., Фейдимен Д., 2001; Эйдемиллер Э. Г., Александрова Н. В., 2001] считают, что теоретической основой данного метода психотерапии является психоанализ. Для понимания сущности аналитической психодрамы Г. Лейтц использовала геометрическую фигуру треугольника, вершиной которого является аналитическая психодрама, а основанием — групповая психотерапия и социометрия (рис. 29).
Дж. Л. Морено объяснял общение людей с помощью геометрической фигуры эллипса (рис. 30). Почему Дж. Л. Морено выбрал именно эту фигуру? Эллипс — геометрическое место точек М, сумма расстояний которых

Рис. 29. Психодрама, психотерапия и социометрия.
1 — групповая психотерапия
2 — аналитическая психодрама
3 — социометрия

треугольник

два эллипса рис 30 и 31

Рис. 31. Объяснение общения людей с помощью эллипса по Дж. Л. Морено
(см. в тексте).

г и rl от двух данных точек F и F1 — фокусов эллипса — равна постоянной величине (АА1) — длине большой оси эллипса (г+rl =АА1; г2+гЗ =АА1 и т. д.) (рис. 31). Полюс 1 получил название «взаимодействие» или «поведенческий компонент общения» (ПК), а полюс 3 — «взаимоотношение» или «эмоциональный компонент» (ЭК). Если изменяется под давлением ситуации один из полюсов, то обязательно произойдет трансформация и другого полюса, и фигура эллипса вновь обретет свои очертания. Отталкиваясь от концепции В. Н. Мясищева «Психология отношений», которая говорила о том, что отношения, являющиеся основным элементом структуры личности, состоят из 3 компонентов — эмоционального («что я чувствую»), поведенческого («что я делаю») и когнитивного («что я знаю или думаю»), Э. Г. Эйдемиллер и Н. В. Александрова (2001) включили последний в фигуру эллипса в виде полюса 2 — когнитивного компонента.

Структурные элементы аналитической психодрамы

Расположим их в порядке важности:
1. Протагонист (от греческого protos — первичный, agon — борьба, страдание) — тот, кто играет свою психодраму. Протагонист в игре часто испытывает очень сильные эмоции, поэтому все усилия режиссера сосредоточены на помощи ему.
2. Режиссер(ы) — тот или те, кто ведут психодраму. Если протагонист отвечает за свое желание исследовать в игре свои представления о чем-либо, вызывающем у него беспокойство, и проявляет активность, то режиссер отвечает за форму проведения психодрамы. Образно можно сказать, что протагонист — автор и исполнитель пьесы, а режиссер остается режиссером. Режиссер должен быть эмпатичным, чувствительным к переживаниям протагониста и других участников группы, уметь играть, быть спонтанным и креативным. Стиль управления группой директивный.
3. Сцена протагониста — та часть пространства, на которой происходит действие. В театре Дж. Л. Морено эта сцена как в театре. В других условиях — это обычно часть комнаты. Сцена — это физический эквивалент психологического пространства протагониста. Он сам ее строит, а сыграв психодраму, сам ее разбирает. На сцене могут находиться сам протагонист, приглашенные им исполнители ролей (вспомогательные Эго) и режиссер(ы). Режиссер следит за тем, чтобы не было
несанкционированных посягательств на сцену протагониста.
4. Вспомогательные Эго — это те члены группы, которых протагонист приглашает сыграть роли — отца, дочери, жены, мужа, животного, внутренних органов, мебели и т. д. В конце игры протагонист освобождает вспомогательные Эго от исполняемых ролей. Протагонист, дотрагиваясь руками до надплечий игрока, говорит: «Сейчас ты не моя жена (муж, отец, кошка, шкаф), а Лариса (Нина и т. д. — при этом называется подлинное имя игрока).
5. Зрители — те члены группы, которые наблюдают и сопереживают перипетиям психодрамы. Зрители обычно сильно вовлечены в происходящее и создают атмосферу «теле» — «многочувствие» — то есть эмпатического взаимопроникновения друг в друга.
6. Балкон — в психодраматическом театре Дж. Л. Морено балкон располагается над сценой. В других помещениях «балкон» — это часть комнаты, в которую помещают на некотором возвышении тех людей, с которыми хочет встретиться протагонист, но с которыми в реальности такая встреча произойти не может по причине смерти, проживания в другом месте, того обстоятельства, что данное лицо жило в прошлом, либо относится к иным, неструктурируемым пластам Бытия — Наполеон, Иисус Христос, умершие родители, родственник, живущий в другой стране и др.

Уровни реальности в аналитической психодраме

Дж. Л. Морено выделял 3 уровня реальности, переживаемые участниками психодрамы (рис. 32).
1. Реальность обыденной жизни — это те события, которые происходят дома, на работе и в других ситуациях. Эту жизнь регулируют законы, мораль, обычаи.
2. Лабораторная реальность — это реальность группы, которая охраняется принятыми ею правилами. Если участники психодрамы сидят в круге (см. рис. 32), то граница между уровнем 1 и уровнем 2 будет проходить между тем, что перед глазами, и тем, что за спиной.
3. «Прибавочная реальность» по аналогии с прибавочной стоимостью К. Маркса означает приобретения, которые получают участники группы на эмоциональном, когнитивном и поведенческом уровнях.

уровни реальности

Рис. 32. Уровни реальности
по Дж. Л. Морено (объяснения в тексте).

Основные техники аналитической психодрамы

В работе с детьми можно использовать следующие техники:
1) индивидуальный разогрев;
2) перемена ролей;
3) монолог;
4) дублирование;
5) диссоциация;
6) проигрывание сновидений;
7) физикализация.
Техники индивидуального разогрева и перемены ролей являются базисными техниками аналитической психодрамы и, по мнению Дж. Л. Морено, — наиболее эффективными.
Техника индивидуального разогрева проводится следующим образом.
Протагонист за спиной вспомогательного Эго накладывает руки на его плечи и начинает говорить о своих представлениях, о переживаниях персонажа, которого будет играть вспомогательное Эго, в первом лице. Пример: протагонист Олег, 16 лет, «разогревает» вспомогательное Эго, играющее роль его матери: «Я, Ирина Петровна, мать Олега. Мне 46 лет. У меня много беспокойства по поводу здоровья сына…… Нами предложен собственный вариант техники индивидуального разогрева в связи с тем, что детям накладывание рук на спину вспомогательного Эго кажется неестественным. В нашем варианте ребенок-протагонист становится рядом с вспомогательным Эго и проговаривает слова, которые он хочет ему дать. Вспомогательное Эго затем эти слова повторяет. Соприкосновение протагониста со своими доселе неразвернутыми представлениями о переживаниях значимых лиц позволяет ему откорректировать их.

Техника перемены ролей позволяет протагонисту прочувствовать и исследовать свои представления о переживаниях другого человека, находясь как бы внутри него.
Техника монолога представляет собой сообщение вслух протагониста, который говорит несколько в сторону, не обращаясь непосредственно к игрокам психодрамы. Режиссер может сказать протагонисту: «Попробуй сказать вслух о том, что тебя беспокоит, возможно, они (отец, мать, другие) тебя не слышат». Такая инструкция помогает протагонисту лучше понять, что он
говорит в данный момент.
Дублирование осуществляется другими членами группы, которые вербально или невербально повторяют сказанное протагонистом или вспомогательным эго.
При работе с детьми и подростками использование классической техники индивидуального разогрева может вызвать эмоциональное напряжение и фрустрацию как у вспомогательного эго, так и у протагониста непривычностью процедуры и прикосновением рук к плечам. Поэтому нами разработана техника «разогрев-дублирование», при проведении которой протагонист, стоя рядом со вспомогательным Эго, произносит слова, а затем вспомогательное Эго их повторяет.
Техника диссоциации. Вспомогательные Эго проигрывают роли в психодраме протагониста, а сам протагонист стоит на краю сцены на стуле и наблюдает за действием. Созерцание протагонистом собственной психодрамы с высоты, которая символизирует накопленный житейский опыт, способствует стереоскопическому восприятию аспектов жизни, многие из этих аспектов протагонистом ранее не осознавались.
Техника проигрывания сновидений. Вначале протагонист рассказывает о своем желании проиграть сон, а затем и о самом его содержании. Затем протагонист начинает рассказывать о своем состоянии перед засыпанием. При этом он ложится в кровать, закрывает глаза и по просьбе режиссера вспоминает в зрительных образах свое сновидение. Режиссер предлагает протагонисту говорить вслух об образах, которые тот видит в данный момент. В определенный момент, когда протагонист демонстрирует усиление эмоциональных переживаний, связанных с актуализацией подавленного психологического материала, режиссер предлагает протагонисту встать и начать игру, выбрав вспомогательные Эго для моделирования возникающих зрительных
образов. По завершении проигрывания сна протагонист вновь ложится в кровать и закрывает глаза. Режиссер садится у его изголовья и вслух пересказывает содержание проигранного сна. Это делается с целью структурирования и перевода содержания образов, отражающих глубинные неосознаваемые переживания, в слова, которыми оперирует Эго.
Техника физикализации. С помощью этой техники появляется возможность смоделировать некие внутренние объекты личности и организма. Например, вспомогательные Эго играют объекты внутриличностного пространства протагониста — его мысли, страхи, желания. Протагонист может менять их местами, просить одних говорить громче или, наоборот, тише. Точно так же можно проиграть работу внутренних органов, что оказывается полезным для пациентов с ипохондрическими расстройствами.

Фазы сеанса аналитической психодрамы
На рис. 33 представлено графическое изображение трехфазной структуры сеанса аналитической психодрамы, являющееся синтезом опыта С. Hollander (1980); D. Feasy (1984); G. Leutz (1994); Э. Г. Эйдемиллера, Н. В. Александровой (2001).

рис 33

Рис. 33. Графическое изображение трехфазной структуры
сеанса аналитической психодрамы (кривая Холландера).

Структура сеанса аналитической психодрамы
При долгосрочной аналитической психодраме взрослых одно занятие занимает 4 часа и периодичность проведения занятий — 1 занятие в неделю. Общая продолжительность проведения долгосрочной аналитической психодрамы составляет от 320 до 600 часов и более [Feasy D., 1984].
Продолжительность одного занятия долгосрочной аналитической психодрамы у детей дошкольного возраста 1 час и в неделю проводится одно занятие. Общее количество часов составляет примерно от 40 до 120 часов (от 1 до 3 лет).
Структура каждого занятия аналитической психодрамы вне зависимости от общей продолжительности курса лечения состоит из трех фаз. I фаза получила название фазы «разогрева группы». Режиссер опрашивает об эмоциональном состоянии участников группы. Если в группе сохраняется высокий уровень тревоги, то с целью совладания с ней режиссер может
предложить вспомогательные вербальные и невербальные средства (см. главу «Групповая психотерапия детей и подростков»).
Далее происходит выбор протагониста и заявление им своей проблемы. Завершается I фаза выбором протагонистом вспомогательных «Эго. На этой фазе участники психотерапии переходят в своем поведении с 1-го на 2-й уровень реальности.

II фаза — «фаза действия», или фаза проигрывания психодрамы. На этой фазе протагонист строит сцену, вступает в проигрывание психодрамы и во взаимодействие со вспомогательными Эго. Протагонист может пережить эмоции такой интенсивности, что наступит регрессия — актуализация переживаний, связанных с ранним периодом жизни. За этим последуют когнитивная переработка и катарсис. На этой фазе протагонист и члены группы могут находиться на 3-м уровне реальности.

Заключительная фаза — фаза «обмена чувствами», или «шеринг», предназначена для того, чтобы протагонист, переживший кульминацию в своем эмоциональном, когнитивном и поведенческом отреагировании, смог перейти с 3-го уровня на 2-й и 1-й уровни реальности. Этому способствуют сообщения членов группы о своих чувствах, возникших во время психодрамы, а также о своем личном опыте, совпадающем или не совпадающем с опытом протагониста. В результате этого возникает интеграция опыта протагониста. Продолжительность I и III фаз аналитической психодрамы суммарно составляет 1/3 времени всего сеанса. К примеру, если занятие продолжается 2 часа, то продолжительность I фазы может быть 10-15-20-30 минут, а продолжительность III фазы от 10 до 20 минут.

Модель краткосрочной аналитической психодрамы по Э. Г. Эйдемиллеру — Н. В. Александровой
Аналитическая психодрама используется нами как метод индивидуальной и групповой психотерапии. Преимущество аналитической психодрамы перед другими методами индивидуальной и групповой психотерапии заключается в том, что она использует протоязык — язык чувств, мимики, жестов, поступков, поведения. Именно поэтому она доступна детям, начиная с 4-5 лет, и пожилым людям. В психодраме участники имеют возможность моделировать
собственные представления о тех или иных психотравмирующих ситуациях.
Апробация этой модели была проведена на 64 пациентах разных возрастов с различными нервно-психическими расстройствами. Продолжительность от 4 до 20 сеансов длительностью по 2 часа. Кроме того, аналитическая психодрама была апробирована на 36 группах «личностного роста» для психологов и врачей (724 участника). Начальный этап проведения аналитической психодрамы характеризовался высоким уровнем тревоги у всех участников, проявляющейся в крике, оцепенении, высокой двигательной активности участников. До настоящего времени в отечественной литературе нет указаний на особенности динамики группового процесса в группах аналитической психодрамы. Мы выделяем в развитии групп аналитической психодрамы 5 фаз.
0 — «фаза предгрупповой ситуации». Психотерапевты знакомятся с клиентами, устанавливают раппорт, помогают им сформулировать психотерапевтический запрос, привыкнуть к необычной ситуации психологического взаимодействия между психотерапевтом(тами) и клиентом, усилить у клиентов мотивацию на психотерапевтические изменения, необходимость пройти предусмотренные клинико-психологические исследования. Мы сформулировали для себя правило, которым неизменно руководствуемся, — кто ведет группу, тот ее и формирует. Выполнение этого правила стимулирует переносные чувства членов группы с момента ее зарождения и до окончания работы группы.На нулевой фазе важное значение имеет психологическое состояние психотерапевта(тов), с какими чувствами и зачем они собирают очередную психотерапевтическую группу. В этот момент переживания ко-терапевтов напоминают переживания супругов, решивших завести ребенка. Чем более тщательно психотерапевты проведут инвентаризацию внутри- и межличностного пространства, тем выше шансы у группы на успешность работы.
Первая фаза — «фаза ориентации», которая имеет сходство по форме и содержанию с оральной фазой психосексуального развития индивида по 3. Фрейду. Ожидания всех участников группы связаны с тем, что психотерапевт(ты) их «накормят» — решат все их проблемы. В эмоциональном состоянии участников группы преобладают вера, надежда и тревога. Правила работы группы, которые обсуждались на предыдущей фазе и принимались на этой всеми участниками, являются для большинства из них внешними и, хотя каждый участвует в играх и моделировании ситуаций, соприкасаясь при этом с собственными переживаниями, все участники уверены, что психотерапевты «волшебным образом» решат все их проблемы. На этой фазе мы используем те подвижные игры, в которых нет проигравших. Эти игры способствуют сплочению, снижают уровень тревоги, повышают внимание и спонтанность. На первом занятии первой фазы в группах подростков психотерапевты не настаивают изначально на рассадке в круге, а используют спонтанную рассадку участников, по очереди присоединяясь к отдельным участникам или малым группам. И лишь после проговаривания правил работы группы, объяснения того, что из себя представляет психотерапия и аналитическая психодрама, психотерапевты предлагают всем сесть в круг, причем делают это первыми сами.
Вторая фаза — «фаза переформулирования целей и перераспределения ответственности». К этому моменту участники теряют веру и надежду на то, что обретут спокойствие и здоровье, усиливается тревожность, основной формой совладания с которой у детей, подростков и взрослых становятся аспонтанность, апатия, раздражительность, Мы знаем, что группа в этот момент нуждается в особом внимании и поддержке со стороны психотерапевтов. Проявление агрессии на психотерапевтов, спровоцированной ими самими, в группах взрослых пациентов может способствовать активизации самостоятельности, раскрепощенности. В детских и подростковых группах мы не используем этот прием из-за низкой толерантности членов группы: стимуляция психотерапевтом(тами) агрессии на себя приведет к тому, что некоторые участники ее проявят, однако в дальнейшем это может сформировать у них переживание чувства вины. Популярная среди некоторых психотерапевтов точка зрения, что выражение агрессии на психотерапевтов на второй фазе поможет им снять зависимость от психотерапевтов, не является, по нашему мнению, аксиомой. Более того, зависимость клиентов от психотерапевтов сохраняется до момента окончания психотерапевтических отношений. Переносы и противопереносы являются самыми мощными катализаторами психотерапевтического процесса. Мы считаем, что наилучшим разрешением коллизий второй фазы является обсуждение членами группы, включая психотерапевтов, тех отношений, которые сложились внутри группы, но не были до этого вербализованы. Технически это может быть осуществлено в виде дискуссии, когда каждый участник по кругу отвечает на вопросы: что происходит в группе, чего он хочет, какие он видит перспективы в изменении работы группы. Другие техники, которые мы используем — это различного рода социометрические игры («плот в бушующем море», «автомобиль», «заложники» и др.). Важно то, что эти игры или дискуссии привносят в группу не психотерапевты, а сами участники, задача же психотерапевтов — услышать и подкрепить те ключевые слова, в которых отражена суть происходящего в группе: «в группе туман… словно ходим по болоту…все закрыты, никто никого не знает…». Психотерапевт предлагает прояснить, что такое туман, кто есть кто в «тумане и на болоте», какие есть желания и что надо изменить в группе. В классических группах аналитической психодрамы прохождение второй фазы происходит опосредованно, во время моделирования и игр. Классическая аналитическая психодрама может длиться от 200 до 600 и более часов работы.
Мы в своей практике разработали модель групповой аналитической психодрамы продолжительностью 40 часов с периодичностью работы 3 раза в неделю по 2 часа. Вследствие такой интенсивной работы группы на третьей фазе переживания участников имеют сильный характер, поэтому требуют клари- фикации и управления ими с помощью социометрических техник. Это мы считаем своим «ноу-хау» в создании модели краткосрочной групповой аналитической психодрамы. Задача котерапевтов на этой фазе, повторим, фазе, когда многие участники переживают сильные негативные чувства, — поддерживать друг друга и участников группы Котерапевты в детских, подростковых, да и во взрослых группах — фигуры, вызывающие на себя переносы, связанные с родителями, бабушками, дедушками, учителями, начальниками, с собственным детством, с ощущением силы и бессилия. Котерапевты являются эталонными фигурами. Эталонное поведение котерапевтов заключается в том, как они совладают с собственной тревожностью, с тревогой в группе, как они проводят переговоры между собой и как осуществляют кооперацию. Котерапевты не являются героями, великанами или волшебниками. Они самые обыкновенные люди, имеющие на первых этапах развития группы лишь одно небольшое преимущество, которое в дальнейшем станет принадлежностью каждого члена группы — быть зеркалом друг для друга.
Третья фаза — «фаза зрелой группы». Мы эту фазу называем «рабочей фазой». Мы не будем останавливаться на тех характеристиках этой фазы, которые есть в известных руководствах, важно дать описание, как проходит проигрывание психодрам. Разумеется, проигрывание психодрам происходит с первого же занятия психотерапевтической группы. Сначала преобладает проигрывание различных историй, сочиненных в группе, сказок, затем участники начинают играть частные проблемы, не захватывающие целиком их внутри- и межличностное пространство, например, ситуации просьбы — отказа. Эти психодрамы носят характер ролевых игр и не предполагают исследования глубинных проблем. На третьей фазе участники проигрывают психотравмирующие ситуации: отношения с учителями, друзьями, родителями и другими членами семей. Каждое занятие группы аналитической психодрамы состоит из трех фаз: первая фаза «разогрева группы» — выяснение эмоционального состояния участников, желания/нежелания проиграть подготовительные игры, выявление протагониста и его рассказ о проблеме. Если в классической аналитической психодраме Д. Морено право расспрашивать протагониста принадлежит только режиссеру и этого права был лишен ассистент режиссера, то в нашем случае котерапевты, слушая протагониста, оба задают вопросы, которые согласованно позволяют восстанавливать контекст заявляемой проблемы Далее протагонист выбирает вспомогательные Эго, и с началом построения сцены группа переходит на вторую фазу сеанса аналитической психодрамы— «проигрывание собственно психодрамы».

Для разрешения проблемы протагониста мы используем базисные техники аналитической психодрамы в собственной модификации. В технике индивидуального разогрева вспомогательного Эго в группах детей и подростков мы отказались от накладывания протагонистом рук на плечи вспомогательного Эго. Для многих подростков такое взаимодействие вызывало усиление тревоги, напряжение, обусловленное страхом сексуальных переживаний, что внешне проявлялось хохотом, потерей спонтанности. Вместо этого протагонист, стоя рядом со вспомогательным Эго, произносил от первого лица те слова, которые хотел дать исполнителю роли. Иногда мы использовали технику дублирования: протагонист последовательно занимал место каждого вспомогательного Эго, произносил слова, а затем эти слова повторяли вспомогательные Эго. Такая техника способствовала не только стереоскопическому исследованию и познанию проблемы, но и дистанцированию от нее, и эмоциональному отреагированию. Эту технику, которая родилась в детских и подростковых группах, мы охотно используем в работе со взрослыми. Нами осуществлена модификация широко известной техники «семейная фотография». Новшество заключается в том, что мы расспрашиваем протагониста, кто делает фотографию, и предлагаем выбрать его(ее) среди членов группы. Именно на фотографа протагонист может спроецировать самые сильные переживания. Приведем пример психодрамы с врачами и психологами, в которой мы впервые использовали эту модификацию. При проигрывании «фотографии» протагонист расположил себя и коллегу-врача, своего ровесника и профессионального конкурента, на качелях — доске, на концах которой они и сидели. При расспросе о том, кто делал фотографию, выяснилось, что это была молодая женщина-врач — коллега обоих участников фотографии, которая являлась объектом ухаживания обоих мужчин. Протагонист выбрал вспомогательное Эго и на эту роль. При использовании приема диссоциации протагонист имел возможность увидеть «со стороны» двух молодых мужчин, разделенных между собой деревянной доской качелей и фиксирующую эту «картинку» женщину — объект конкуренции этих мужчин. Один
из психотерапевтов, наблюдая за ситуацией, применив усиление, сказал: «Двое мужчин, перед ними женщина. То один наверху, то другой. А между ног у них деревяшка».
Другой особенностью проводимой нами аналитической психодрамы с детьми, подростками и взрослыми является то, что мы часто предлагаем участникам проигрывать роли животных и неодушевленных предметов — собак, кошек, капельниц в больнице, зонтика, дверцы шкафа, внутренних органов и т. д. Обратные связи животных и неодушевленных предметов позволяют протагонисту воссоздавать и реконструировать контекст переживаний со значительно большей эмоциональной силой. Проигрывание психодрамы завершается снятием ролей и разборкой сцены. На 3-й фазе сеанса аналитической психодрамы режиссеры, спросив согласие протагониста, призывают участников группы поделиться своими чувствами, ассоциациями, опытом. Четвертая фаза группового процесса аналитической психодрамы — «фаза экзистенциального выбора». Раньше мы считали, что этой фазы у детей и подростков не может быть в силу незавершенности их личностного развития. Но оказалось, что дети и подростки не хуже взрослых способны говорить о своем предназначении, о своем пути, индивидуализировать свой собственный жизненный стиль, строить образ будущего и, наконец, нести ответственность за свое самоопределение

определение аналитической психодрамы— предыдущая | следующая — показания и противопоказания
Содержание. Э.Г.Эйдмиллер. Детская психиатрия